Проект схемы территориального планирования

 

ОАО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
«ГИПРОГОР»



Положения о планировании_ 1том

 


Графические материалы

Государственный заказчик:
Министерство территориального развития Забайкальского края

Государственный контракт: 
№ 119 от 21.08.2009 г

«Стратегия территориального планирования и градостроительного развития Забайкальского края с учётом условий особого периода 2009 - 2012 гг.»
Этап 2
«Схема территориального планирования Забайкальского края»
Том 1
Положения о территориальном планировании
Книга 1
Пояснительная записка

Введение

     Разработка Схемы территориального планирования Забайкальского края (далее – края) осуществлялась в соответствии с Государственным контрактом на выполнение разработки «Стратегии территориального планирования и градостроительного развития Забайкальского края с учетом условий особого периода 2009 – 2012 гг.» между Министерством территориального развития Забайкальского края и ОАО «Гипрогор» № 119 от 21 августа 2009 года. Предметом контракта является разработка комплекса документов территориального планирования субъекта Российской Федерации.
     Требования к составу Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ФЗ-184).
     В соответствии со статьей 14 Градостроительного кодекса РФ Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
1) объектов энергетических систем регионального значения;
2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий субъектов Российской Федерации.
       Согласно федеральному закону ФЗ-184 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относятся вопросы:
1) создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;
2) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель;
3) строительства и содержания дорог общего пользования межмуниципального значения;
4) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
5) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждения, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;
6) организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (кроме федеральных образовательных учреждений);
7) организация предоставления дополнительного образования в учреждениях регионального значения;
8) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
9) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;
10) создания и поддержки государственных музеев;
11) организации и поддержки учреждений культуры и искусства;
12) организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических и других специализированных медицинских учреждениях;
13) организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
14) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей;
15) организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы;
16) определения границ муниципальных образований;
17) создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;
18) осуществления международного сотрудничества, в том числе приграничного сотрудничества.
     Следовательно, к объектам регионального значения, размещение которых планируется в Схеме территориального планирования края, относятся следующие объекты капитального строительства:
• энергетические системы регионального значения (межмуниципальные воздушные и кабельные линии электропередач, электрические подстанции, объекты, генерирующие тепловую и электрическую энергию для региональных нужд);
• объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
• объекты по обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;
• объекты общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;
• объекты начального, среднего и дополнительного профессионального образования (кроме федеральных образовательных учреждений);
• объекты дополнительного образования в учреждениях регионального значения;
• объекты культурного наследия, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации;
• библиотеки субъекта Российской Федерации;
• государственные музеи; • государственные учреждения культуры и искусства;
• кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, онкологические и другие специализированные медицинские учреждения;
• объекты санитарной авиации;
• объекты социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей;
• объекты Государственной противопожарной службы;
• курорты регионального значения.
    Помимо материалов о планируемом размещении объектов капитального строительства регионального значения градостроительное законодательство устанавливает другие требования к составу разрабатываемых материалов.
      Эти материалы содержат необходимую информацию об использовании территории края, возможных вариантах ее развития и ограничениях ее использования.
     Авторский коллектив разработчиков:
- С.И. Бычков, И.М. Шнайдер, В. И. Алехин;
- Н.И. Удовенко, Т. В. Буланова, И. Л. Бухарин, О. И. Фадеев, Е. А.Ивашкина
     На субподрядных условиях принимали участие:
Э.Н. Сокол
– Номоконов, В.Э. Сокол-Номоконов, М.Ю. Кузнецова, Н.Э. Савченко, Е.П. Хоменко, И.А. Щигельская, В.С. Кулаков.
    В подготовке результатов сводного отчета, содержащего обоснование проекта схемы территориального планирования края, приняли участие:
- специалисты Правительства края, главы муниципальных образований
- муниципальных районов;
- специалисты федеральных органов государственной власти, подразделения которых расположены на территории края;
- привлеченные к работе специалисты научных и образовательных учреждений.

Общие положения

  1. Территориальное планирование Забайкальского края осуществляется посредством разработки и утверждения Схемы территориального планирования Забайкальского края и внесения в него изменений.
  2. Схема территориального планирования Забайкальского края разработана в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации и региональными нормативами градостроительного проектирования.
  3. Схема территориального планирования Забайкальского края реализуется в границах Забайкальского края.
  4. В Схеме территориального планирования Забайкальского края учтены ограничения использования территорий, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. В составе Схемы территориального планирования Забайкальского края выделены следующие временные сроки его реализации:
    - расчетный срок Схемы территориального планирования Забайкальского края, на который рассчитаны все основные проектные решения - 2030 год;
    - первая очередь Схемы территориального планирования Забайкальского края, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации Схемы территориального планирования - 2015 год.
  6. Проектные решения Схемы территориального планирования Забайкальского края являются основанием для разработки документации по территориальному планированию муниципальных районов,городских и сельских поселений, проектов развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды на территории Забйкальского края.
  7. Схема территориального планирования Забайкальского края подлежит согласованию в течение трех месяцев со дня направления на согласование в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в высший исполнительный орган государственной власти соседних субъектов федерации, в органы местного самоуправления муниципальных районов.
  8. Реализация Схемы территориального планирования Забайкальского края осуществляется на основании плана реализации Схемы территориального планирования Забайкальского края.
  9. План реализации Схемы территориального планирования Забайкальского края утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в течение трех месяцев со дня утверждения Схемы территориального планирования.

1. Цели и задачи территориального планирования

      Целью территориального планирования Забайкальского края является определение размещения и параметров объектов капитального строительства регионального значения (объектов транспортной и энергетической инфраструктуры регионального значения, объектов социального обслуживания регионального значения), определение планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, планируемого изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, исходя из осознанных органами государственной власти, поддерживаемых населением и предполагаемых в результате научных исследований перспективных вариантов развития территории края, как комплексного объекта со своими уникальными территориальными возможностями.
      Органы местного самоуправления обладают самостоятельной компетенцией на решение вопросов местного значения и правом на осуществление территориального планирования путем разработки схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений.
      Исходя из этих условий, цель территориального планирования может быть дополнена следующим образом: «Целью территориального планирования края является создание инфраструктуры, обеспечивающей равные условия для конкурентного саморазвития составляющих его территорий муниципальных образований». Кроме того, в процессе территориального планирования обосновываются необходимые территориальные преобразования, в том числе даются предложения по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления.
      Определение параметров планируемых к размещению объектов инфраструктуры регионального значения основано на установлении прогнозными методами основных показателей характеризующих потребление государственных социальных услуг, потребление электроэнергии и использования автодорог регионального значения в отдаленной перспективе.
В процессе реализации поставленной цели решались следующие основные задачи:

  • изучение территории края, как совокупность территориальных ресурсов в процессе их предшествующего и современного использования;
  • определение ограничений использования территории края в градостроительных целях, с учетом существующего положения, предполагаемого размещения объектов экономической деятельности и планируемого развития особо охраняемых природных территорий и возможного изменения границ земель сельскохозяйственного назначения;
  • комплексная оценка развития территории края и размещение существующих объектов капитального строительства регионального значения, определение перспективных возможностей края по размещению объектов градостроительной деятельности на его территории с учетом существующей системы ограничений градостроительной деятельности;
  • разработка мероприятий по территориальному планированию с указанием последовательности их выполнения, включающие вопросы: формирования планировочной системы края, формирования прогнозируемой системы расселения, предполагаемые объемы жилищного строительства, размещения объектов социальной инфраструктуры регионального значения, размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, размещения объектов энергетических систем регионального значения и размещения иных объектов капитального строительства регионального значения (в соответствии с полномочиями Забайкальского края), планируемого развития особо охраняемых природных территорий.

2. Мероприятия по территориальному планированию и последовательность их выполнения

2.1. Социально-экономический потенциал Забайкальского края

   Площадь территории Забайкальского края составляет 431,9 тыс.кв.км или 2,5 % от площади Российской Федерации. По данному показателю регион занимает 12 место среди субъектов Российской Федерации.

Забайкальский край –один из богатейших минерально-сырьевых регионов страны. В недрах края заключено 87 % разведанных запасов урана Российской Федерации, 42 % плавикового шпата, 36 % циркония, 30 % молибдена, 25 % меди, 23 % титана, 16 % вольфрама, 13 % серебра, 9 % свинца, 9 % золота, 6 % олова, 3 % цинка, 2 % железных руд и 1,3 % угля.

Забайкальский крайграничит с КНР и Монголией и располагает самым протяженным в Российской Федерации участком государственной границы – более 1900 км, из которых около 1100 км – граница с КНР. Через станцию Забайкальск осуществляется до 60 % экспортно-импортных перевозок между Российской Федерацией и КНР. Регион в быстро возрастающем межгосударственном взаимодействии до настоящего времени остается в основном транзитной территорией.

Объем произведенного валового регионального продукта в 2009 году по оценке составил – 144 000 млн. рублей или 122,3% в сопоставимых ценах к уровню 2005 года.

Ключевым условием успешной реализации мероприятий по социально-экономическому развитию края по наиболее благоприятному, оптимальному варианту является проведение эффективной антикризисной политики, своевременное реагирование на экономические риски, возникающие в результате действия факторов мирового финансово-экономического кризиса. Наряду с этим, важнейшее значение будет иметь последовательная реализация основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.

Достаточно высокая степень обеспеченности Забайкальского края отмечается по таким компонентам его экономического потенциала, как общий объем основных фондов (с учетом их износа), а также сравнительный уровень развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Оценки данных компонентов составляют соответственно 137% и 111% от среднероссийского уровня. Относительно высокая степень обеспеченности основными фондами в существенной мере обусловлена преобладанием в структуре экономики фондоемких отраслей, включая транспорт и добывающую промышленность.

Одним из наиболее значимых в системе компонентов экономического потенциала Забайкальского края является его транспортно-коммуникационная инфраструктура

Средняя степень обеспеченности территории края свойственна ресурсно-сырьевому потенциалу (в части минерально-сырьевого потенциала). Современный уровень обеспеченности региона данным потенциалом составляет 101 % по отношению к среднему показателю по Российской Федерации, превышает соответствующий уровень по Сибирскому федеральному округу (91 %).

Низкая степень обеспеченности в Забайкальском крае наблюдается по объектам рыночной инфраструктуры – около 35 % от среднероссийского показателя.

Реализация в долгосрочной перспективе системно-инновационной модели Забайкальского края потребует значительных усилий в наращивании ключевых компонентов регионального потенциала, прежде всего, научно-образовательного и кадрового. Процессы последовательного накопления и рационального использования человеческого капитала, имеющего сравнительно низкую степень развития в крае, должны лежать в основе модернизации его экономики, определять вектор структурных реформ.

Решение в перспективе проблем эффективной реализации экономического потенциала в текущей хозяйственной деятельности обусловливает необходимость не только накопления и совершенствования отдельных наиболее значимых для экономики края  компонентов, включая квалифицированные трудовые ресурсы, социальную, транспортную и инженерную инфраструктуры, но и значительного повышения конкурентоспособности ключевых секторов краевой экономики, а также всего хозяйственного комплекса в целом.

Забайкальский край, объединивший Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ, превратился в субъект РФ нового качественного уровня, с возросшим потенциалом природно-минеральных ресурсов. «Мы специально его создавали, чтобы развивать экономику региона», - объяснил смысл данного решения Президент РФ Д.А. Медведев.

Территория Забайкалья отличается богатством недр. Здесь находятся крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Край является ресурсной базой ядерной энергетики. Основные разрабатываемые месторождения урановой руды находятся в Забайкалье. Кроме того, на территории региона расположено крупнейшее в стране Удоканское месторождение меди. Край обладает крупнейшими в стране разведанными запасами молибдена, олова, тантала и полиметаллических руд. Помимо этого здесь имеются крупные месторождения углеводородов, гелия, золота, алмазов и еще целого ряда полезных ископаемых. В настоящее время лишь небольшая его часть вовлечена в эффективное использование.

Изменения, происходящие в геополитической ситуации в мире, ставят задачу более активного использования края в интересах обеспечения национальной безопасности нашей страны. Забайкалье должно превратиться в связующее звено между европейской частью России и ее восточными регионами, между нашей страной и странами АТР.

Реализация национальных интересов России в АТР предполагает стратегическое планирование развития Забайкалья на долгосрочную перспективу с учетом особых характеристик его развития, сформировавшихся под воздействием, как объективных, так и субъективных факторов.

Наиболее действенным путем реализации национальных интересов России в Забайкалье, является разработка и реализация стратегии комплексного социально-экономического развития края, ориентированной на ускоренный рост на инновационной основе его экономического потенциала и закрепление населения в регионе, путем формирования комфортной среды обитания и оптимизации системы расселения.

Формирование устойчивых политических и экономических интересов России в АТР способно обеспечить географическую диверсификацию рынков сбыта национальной продукции. Осуществление мероприятий стратегии развития Забайкальского края сможет способствовать, как реализации национальных интересов, так и нейтрализации угроз национальной безопасности нашей страны, существующих здесь в настоящее время:

-          угроза экономической дезинтеграции России, усиления тяготения территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока к сопредельным иностранным государствам, особенно к Китаю;

-          угроза оттока россиян с упомянутых территорий и замещение их гражданами сопредельных государств;

-          угроза утраты экономического потенциала восточных регионов России в связи с отсутствием здесь условий для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Нарастающее обострение значимости ресурсного потенциала Забайкальского края предполагает, что от капиталовложений, как в производственную, так и в непроизводственную инфраструктуру будут зависеть, и рост производства, и получение преимуществ в международной конкуренции не только этим краем, но и всей российской экономикой. Потенциальные экономические выгоды требуют позитивных качественных сдвигов в основных характеристиках развития края, влияющих на эффективность всей хозяйственной деятельности в нем.

Требование инновационного развития экономики России для обеспечения ее национальной безопасности затрагивает все сферы деятельности и все отрасли промышленности. Инновационное развитие минерально-сырьевого и горно-перерабатывающего комплексов края требует реализации принципа максимальной полноты извлечения запасов полезных ископаемых. Необходимо развивать их глубокую переработку, причем именно в местах добычи ископаемых, а не после транспортировки.

Из возможных направлений развития выделены наиболее перспективные, которые могут быть реально осуществимы с учетом сложившейся ситуации, тенденций и имеющихся или привлеченных ресурсов, дать дополнительный позитивный социально-экономический эффект и способствовать дальнейшему развитию.

Точками роста края являются:

1. Развитие горнодобывающей, лесной и перерабатывающей промышленности и размещение высокотехнологичных производств в городских поселениях.

2. Развитие на территории края промышленности строительных материалов и расширение объемов промышленного, жилищного и социального строительства.

3. Развитие сельского хозяйства, включая мелкотоварное производство в домашних хозяйствах (в основном животноводство и птицеводство) в сельских поселениях.

4. Развитие туризма и туристской инфраструктуры.

5. Опережающее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры (коммунальных систем в населенных пунктах).

6. Развитие крупного, среднего и малого бизнеса и его привлечение к созданию социальной инфраструктуры и систем благоустройства.

Основным элементом территориального развития, в связи с указанными точками роста являются территории административных центров районов края, крупные села и рекреационные территории с уникальными достопримечательными местами. Учитывая трансграничное положение края, который находится на основных транспортных путях между Россией и Китаем, достаточные энергетические ресурсы и высокий природно-ресурсный  потенциал, а также трудовой потенциал, сосредоточенный на указанных территориях, возможно их перспективное развитие в направлении формирования вдоль основных транспортных путей нескольких крупных поселений городского типа, включая развитие города Читы и прилегающих районов по агломерационному типу.

Базовым элементом инвестиционного развития края является жилищное и социальное строительство, которое влечет за собой развитие других секторов экономики: производство строительных материалов, лесопереработка, финансово-кредитные институты, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность

Успешное достижение целей, решение задач социально-экономического развития Забайкальского края в перспективе обусловливает необходимость совершенствования пространственной организации его производительных сил, предполагающую повышение гибкости территориальной структуры экономики края, развитие его ресурсно-производственной базы, преодоление территориальных диспропорций деловой активности.

Перспективный каркас территориальной структуры производства и расселения Забайкальского формируется с учетом многополярного вектора развития при возрастающей роли новых региональных центров опережающего экономического роста, отличающихся межрегиональным уровнем значимости и обладающих потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе – зон опережающего развития.

В соответствии с Законом Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы» на территории Забайкальского края выделено 10 зон опережающего развития, в том числе 6 зон опережающего развития федерального и 4 зоны опережающего развития регионального уровня значимости.

К числу зон опережающего развития федерального уровня значимости в Забайкальском крае относятся:

Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс;

Чарский территориально-промышленный комплекс;

Торгово-промышленная зона п.г.т. Забайкальск;

Зона развития деревообрабатывающей промышленности;

Зона развития строительной индустрии;

Туристско-рекреационная зона «Алханай».

Указанные зоны охватывают южную, юго-восточную и северную части региона, располагаясь преимущественно вдоль существующих и перспективных транспортных магистралей, в частности, Байкало-Амурской магистрали, Транссибирской магистрали и новой железнодорожной линии Нарын – Лугокан, которые в связи с этим могут рассматриваться как полноценные коридоры (оси) роста.

Анализ минерально-сырьевой базы позволил выделить две территориально обособленные части Забайкальского края – юго-восток (Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс) и север (Чарский территориально-промышленный комплекс), где сконцентрирован ряд крупных месторождений черных, цветных, благородных металлов и угля. Эти территории являются основой для формирования двух зон опережающего развития, ориентированных на добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов Забайкальского края.

К зонам опережающего развития федерального уровня в Забайкальском крае относятся:

1. Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс.Зонарасположена в юго-восточной части края и охватывает Александрово-Заводский, Газимуро-Заводский, Нерчинско-Заводский районы. Выделение данной зоны опережающего развития связано с реализацией комплексного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» с участием Инвестиционного фонда Российской  Федерации. Перспектива интенсивного социально-экономического развития этой части края связана с реализацией на данной территории ряда крупных инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки минеральных ресурсов, развития транспортной инфраструктуры. Главной специализацией выделяемой зоны станет добыча и переработка полезных ископаемых (медь, золото, серебро, железо, цинк, свинец, уголь). В качестве производственной основы на территории зоны предполагается создание пяти горно-обогатительных комбинатов на базе Бугдаинского, Быстринского, Култуминского, Лугоканского и Солонеченского месторождений. Планируемая к сооружению линия железной дороги Нарын – Лугокан будет играть роль инфраструктурного каркаса данной территории. Развитие зоны предполагает завершение строительства Новоширокинского ГОКа, освоение Нойон-Тологойского и Берёзовского месторождений.Вблизи комплекса расположены Кутинский (Приаргунский район) и Харанорский (Борзинский район) угольные разрезы и Харанорская ГРЭС – филиал ОАО «ОГК-3» (Оловяннинский район), призванные обеспечить строящиеся объекты энергоресурсами.

2. Чарский территориально-промышленный комплекс. Зонарасположена на севере Забайкальского края, в Каларском районе, на территории, прилегающей к Байкало-Амурской магистрали. Перспективы развития данной зоны связаны с освоением уникальных минерально-сырьевых ресурсов территории (месторождения Удоканское, Чинейское, Катугинское, Апсатское, Читкандинское, Голевское),  созданием на их базе горно-обогатительных производств, что должно обеспечить выпуск разнообразной товарной продукции (медь, золото, железо, титан, редкие металлы, уголь, удобрения). В качестве опорной инфраструктуры территории будет выступать Байкало-Амурская магистраль, а также планируемая к строительству Мокская ГЭС на р. Витим; планируется также реконструкция существующих железнодорожных путей, автодорог, линий электропередач. Специализацией выделяемой территории будет являться горно-металлургическое производство.

3. Торгово-промышленная зона п.г.т. Забайкальск. Развитие данной зоны предполагает использование преимущества края как приграничного региона. Территория зоны расположена в п.г.т. Забайкальск в непосредственной близости к российско-китайской границе. Через территорию п.г.т. Забайкальск перевозится основная масса сухопутных грузов товарооборота между Российской Федерацией и КНР. Развитие зоны призвано обеспечить активное привлечение иностранных инвестиций (в первую очередь из КНР), развитие приграничного туризма, совершенствование приграничной инфраструктуры и оптимизацию работы пунктов пропуска. На территории зоны предусматривается:

- создание предприятия по глубокой переработке древесины (совместный российско-китайским проект);

- строительство завода по сборке электробытовых приборов «Дуэт» (с привлечением средств китайских инвесторов);

- строительство жилого микрорайона «Южный» (с привлечением средств китайского инвестора);

- создание приграничного торгового комплекса (с участием китайского капитала;

- строительство бизнес-инкубатора для развития малого и среднего предпринимательства на территории района, преимущественно в инновационных сферах;

- строительство и реконструкция федеральной автомобильной дороги А-166 Чита – Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой;

- комплексная реконструкция участка Карымская – Забайкальск Забайкальской железной дороги;

- строительство участка подъездной автодороги от международного автомобильного пункта пропуска Забайкальск до автодороги федерального значения А-166 Чита – Забайкальск;

- обустройство участка автомобильной дороги от контейнерного терминала в п.г.т. Забайкальск до международного автомобильного пункта пропуска Забайкальск.

4. Опережающее развитие зоны развития деревообрабатывающей промышленности в перспективе возможно в связи с наличием качественных лесных ресурсов, высоким спросом на продукцию лесопромышленного комплекса со стороны КНР, а также проводимым поэтапным повышением пошлин на вывоз круглой древесины (до запретительного уровня). Зона расположена на северо-востоке Забайкальского края с центром в п.г.т. Амазар. Базовым предприятием зоны станет целлюлозно-бумажный завод, деятельность которого будет способствовать развитию лесозаготовок и деревообрабатывающих производств. Главными направлениями специализации зоны станут целлюлозно-бумажная промышленность и деревообработка. Развитие приграничной и транспортной инфраструктуры в районе пос. Покровка будет способствовать развитию в данной зоне торговой, таможенной и логистической специализаций.

5. Развитие зоны строительной индустрии предполагается на основе создания предприятий строительной индустрии. Зона расположена на территории Оловяннинского и Могойтуйского районов Забайкальского края в междуречье рек Онон и Турга. Специализацией зоны будет являться производство строительных материалов. Развитие зоны обусловлено наличием на данной территории перспективных месторождений строительных полезных ископаемых. Базовым предприятием зоны станет цементный завод с объемом производства 1,3 млн. тонн цемента в год. Намечаемая в перспективе реализация масштабных инвестиционных проектов в Забайкальском крае и в Республике Бурятия создают благоприятные условия для развития производства и других видов строительных материалов. В частности, существуют предпосылки для создания на данной территории производств по глубокой переработке древесины, ориентированных на выпуск мебельного щита, клееного бруса, паркета, домокомплектов, с объемом переработки до 1,2 млн. куб. м. древесины.

6.Туристско-рекреационная зона «Алханай» расположена в Дульдургинском районе Забайкальского края. Основой для выделения зоны является национальный парк «Алханай». Развитие этой зоны будет осуществляться в рекреационном и культово-религиозном направлениях. На туристско-рекреационной территории национального парка «Алханай» планируется создание современной многофункциональной инженерной инфраструктуры.

Наряду с вышеуказанными шестью зонами опережающего развития федерального значения в Забайкальском крае целесообразно выделение четырех зон опережающего развития регионального значения, создание которых призвано сыграть важную роль в обеспечении устойчивости пространственной структуры и придать динамизм социально-экономическому развитию края.

7. Формирование агломерации на основе города Читы и прилегающих населенных пунктов будет иметь важное значение для обеспечения устойчивого развития Забайкальского края. Усиление роли городского округа «Город Чита» как многофункционального центра предполагает развитие электроэнергетики, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, стройиндустрии и жилищного строительства, транспортной инфраструктуры, торговли и сферы услуг, научно-образовательного, лечебно-оздоровительного и культурного комплексов, а также туризма. Формирование Читинской агломерации, интегрирующей значительный экономический, инвестиционный и инновационный потенциал края с развитой, благоприятной для проживания социокультурной средой, позволит обеспечить динамичное развитие тяготеющей к региональному центру территории. На первом этапе опережающее развитие зоны может обеспечиваться как за счет создания новых промышленных предприятий (в сфере промышленности строительных материалов, легкой промышленности, производства электробытовых приборов) на существующих площадках, так и за счет реализации транспортно-логистического потенциала Читинского транспортного узла и создания в г. Чите международного туристическо-рекреационного городского района.

8. Промышленная зона в п. Могойтуй расположена на территории Агинского Бурятского округа Забайкальского края. На территории промышленной зоны будут размещены промышленные предприятия (в том числе с иностранным участием), преимущественно сборочные производства (сборка товаров и изделий), использующие завозимые комплектующие и сырье из других регионов Российской Федерации, КНР и Монголии. Фактором, способствующим развитию данной зоны, является реализация проекта создания транспортно-логистического узла на базе железнодорожной станции Могойтуй.

9.Сельскохозяйственная производственно - перерабатывающая региональная зона в Агинском Бурятском округе предусматривает создание сельскохозяйственного кластера, включающего в свой состав предприятия и организации сельскохозяйственного производства, предприятия по заготовке, хранению и реализации продукции сельского хозяйства, предприятия по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, предприятия по производству кормов, организации по племенному животноводству.

10. Приаргунская сельскохозяйственная зона по производству зерна, кормов, развитию животноводства занимает пойму реки Аргунь с притоками, степную и лесостепную зоны юго-восточной части Забайкальского края. Данная территория является исторически сложившейся зоной производства продовольственной пшеницы. Приоритетной подотраслью сельскохозяйственного производства зоны является производство зерна, переработка продовольственной пшеницы. Увеличение производства кормов при наличии значительных пастбищных площадей будет способствовать развитию мясного скотоводства, овцеводства, в том числе племенного.Динамичное развитие зоны отвечает задачам формирования независимой продовольственной базы края.

Отдельные территории западной части Забайкальского края граничат с зоной опережающего развития «Восточный комплекс» соседней Республики Бурятия, где предполагается освоение минерально-сырьевых ресурсов восточной части Республики Бурятия. На территории Забайкальского края расположена транспортная инфраструктура, призванная обеспечить развитие указанной зоны, ориентированная на переработку сырья, поступающего с месторождений Восточной Бурятии. На территориях Забайкальского края, входящих в данную зону и прилегающих к Транссибу, возможна организация производств по переработке древесины с использованием сырья из западных районов края. Производимая продукция (пиломатериалы, MDF, HDF, фанера) может поставляться внутренний и внешний рынок.

Чарский территориально-промышленный комплекс (ЗОР № 2) рассматривается как часть комплекса взаимосвязанных территорий, расположенных в зоне тяготения БАМ от ст. Хани в республике Саха (Якутия) до ст. Северобайкальск в Республике Бурятия, включающих также Бодайбинский район Иркутской области. На выделенной территории ожидается создание нескольких зон опережающего развития, ориентированных на комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов на базе общей транспортной (БАМ) и энергетической (Мокская ГЭС и др.) инфраструктуры.

Позитивное влияние на динамичное развитие зон, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, способно обеспечить развитие и совершенствование приграничной таможенной и транспортной инфраструктуры. Развитию экспортно ориентированных производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью будет способствовать создание новых пунктов пропуска (включая железнодорожные) и увеличение мощности уже действующих пунктов пропуска на территории Забайкальского края.

Развитие крупных зон опережающего развития Забайкальского края и прилегающих к нему регионов будет способствовать:

-                     хозяйственному освоению периферийных слаборазвитых территорий севера и востока Забайкальского края;

-                     диверсификации экономики в промышленно освоенной части региона;

-                     упрочению инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории края за счет повышения сбалансированности, выравнивания степени развитости формирующих его региональных социально-экономических комплексов.

В настоящее время самым разработанным и используемым транзитным маршрутом между Россией и Северным Китаем является трансграничный коридор Чита-Забайкальск-Маньчжурия, связывающий транссибирские федеральные железнодорожные и автомобильные магистрали с Китайской железной дорогой и автомагистралями северного Китая. В указанном коридоре формируется также авиационный трансграничный маршрут: Чита-Хайлар-Пекин.

Планировочные центры – существующие крупные и большие города и поселки, новые города, отдельно расположенные крупные промышленные и энергетические комплексы, основные транспортные узлы формируют планировочную структуру края.

Основными центрами планировочного каркаса территории края являются городские и сельские населенные пункты – административные центры районов, выполняющие роль системообразующих центров прилегающих территорий и поселений. В планировочной организации края выделяются города регионального и районного значения.

Основными транспортно-планировочными центрами являются города Чита, Петровск-Забайкальский, Борзя, Краснокаменск, Нерчинск, Могоча, поселое Агинское,  второстепенными – остальные города и крупные села и поселки. Планировочные центры, возникшие в местах пересечения планировочных осей, располагают наибольшим потенциалом и развиваются в настоящий момент наиболее активно. К ним относится главный региональный центр – г. Чита, субрегиональный центр – пос. Агинское.

Три города – Чита, Краснокаменск и Петровск-Забайкальский по своему экономическому, демографическому, социально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выполнению функций по обслуживанию больших территорий и являются наиболее значительными узловыми элементами опорного каркаса территории. Эти города в разной степени выполняют также функции  районных и межрайонных центров.

Центральным элементом планировочной структуры и главным планировочным центром является г. Чита, расположенный, в центре системы расселения края. Вокруг г. Читы складывается система второстепенных планировочных центров и подцентров.

Основные урбанизированные центры планировочного каркаса края составляют городские поселения.

В системе планировочных центров края, г. Чита выделяется как полифункциональный региональный центр, градообразующая база которого представлена комплексом отраслей.

Город Чита обладает высоким промышленным, социальным потенциалом, является региональным центром и выполняет функции центра региональной системы расселения. Чита, в зоне своего ближайшего окружения формирует будущую агломерацию.

Формирующимся региональным подцентром (субрегиональным центром) межрайонной системы расселения центральной части края является п. Агинское.

Вторым, формирующимся региональным подцентром (субрегиональным центром) межрайонной системы расселения  юго-восточной группы районов края, является группа тяготеющих к общему центру, планируемых населенных пунктов зоны промышленного освоения в Александрово-Заводском и Газимуро-Заводском районах края.

Роль центра трансграничного развития на юге края в перспективе будет выполнять п. Забайкальск.

Планировочные оси – основные речные долины и важнейшие транспортные  магистрали. Планировочная структура территории края характеризуется наличием одной основной планировочной оси  и нескольких второстепенных осей.

Главными транспортно-планировочными осями являются:

- в меридиональном направлении – ось Чита – Агинское - Забайкальск, проходящая вдоль планировочной оси автодороги А-166 и железной дороги Карымская - Забайкальск;

- в широтном направлении – ось Петровск-Забайкальский – Хилок (Улеты) – Чита – Шилка – Нерчинск - Могоча, проходящая вдоль транспортной магистрали (Транссибирская железная дорога и федеральные автодороги М-55 и «Амур») с продолжением к западу  – на Улан-Удэ, а к востоку – на Хабаровск (Благовещенск);

Второстепенные транспортно-планировочные оси проходят по следующим направлениям:

- Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (и сопутствующие автодороги), с продолжением к западу на Северобайкальск и к востоку на Тынду;

- Чита – Дарасун – Дульдурга – Акша, с продолжением на Монголию;

- Борзя – Александровский Завод – Калга с выходом на Газимурский Завод (с перспективным выходом на Могочу (соединение с дорогой «Амур»);

- Петровск-Забайкальский – Красный Чикой.

Таким образом, система планировочных осей края состоит из двух элементов:

- основных транспортных направлений;

- второстепенных транспортных осей, связанных с подцентрами расселения.

Планировочные зоны – обширные территориальные формы с четко выраженными природными и хозяйственными особенностями (куда могут входить ареалы урбанизации, орошаемого земледелия, добычи минерального сырья и т. д.).

В настоящее время, планировочные зоны – это крупные, формирующиеся урбанизированные территории на базе городских поселений с прилегающими к ним сельскими поселениями, кроме того, это обширные рекреационные территории, формирующиеся вдоль рек и основных транспортных магистралей.

Развивающаяся планировочная структура края определяет градостроительную стратегию ее дальнейшего формирования. В настоящее время она не в полной мере отвечает требованиям обеспечения взаимоувязанного территориального развития края. Недостаточно развит планировочный каркас территории: система планировочных центров и подцентров, планировочные оси и районы.

В связи с этим, проектные предложения направлены на решение главной проблемы - совершенствование территориальной организации территории за счет ее сбалансированной пространственной организации, рационального размещения мест приложения труда.

 «Центральный» район с центром в г. Чите, включающим Читинскую агломерацию и Читинский, Карымский, Шилкинский, Оловяннинский, Балейский, Нерчинский  муниципальные районы и Агинский Бурятский автономный округ.

Здесь предполагается дальнейшее развитие Читинской агломерации, с планировочным центром – г. Чите. Проектом предлагается формирование на территории «Центрального» района планировочных подцентров второго порядка - г. Агинское, группа поселков Оловянная – Ясногорск - Ясная, п. Могойтуй, п. Дульдурга, г. Балей, г. Шилка – п. Первомайск

Опрос
Как вы считаете, готовы ли граждане принять участие в реализации программы по формированию комфортной городской среды?
 
Мнения
«Предоставленная региону возможность заявить о себе на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей станет первым шагом в продвижении забайкальской продукции как на внутрироссийский, так и на международный рынок, а также будет способствовать привлечению инвестиций в наш край. Мы готовы индивидуально подходить к каждому проекту»

Наталья Жданова
Губернатор Забайкальского края
 
  • Федеральное агентство по делам национальностей
  • Красноярский экономичекий форум
  • Госуслуги
  • Конкурс реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
  • Забайкальский инвестиционный портал
  • Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок
  • Год экологии 2017
  • Изменение стандарта вещания цифрового телевидения
  • PGU
  • УЦН
  • Телефоны Технической поддержки операторов связи Забайкальского края
  • Телефонный Справочник
  • Общественная палата
  • Универсальная электронная карта
  • наука антетеррор
  • Портал малого и среднего предпринимательства
  • Государственная гражданская служба Забайкальского края
  • Федеральная налоговая служба
  • Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации
  • Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
  • Резерв управленческих кадров Забайкальского края
  • Противодействие коррупции
  • Федеральный портал управленческих кадров
  • Государственные услуги УМВД России
  • ВТО
  • Конкурс
  • Постановления Губернатора
  • Постановления Правительства Забайкальского края
  • Официальная Россия
  • Административная реформа
  • Нормативно правовые акты РФ
  • Техническая поддержка: региональный оператор «Электронного правительства» — Государственное учреждение «Забайкальский информационный центр»
  • Демографическая комиссия
  • Антимонопольная комиссия
  • Доступ субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков
  • Программа стимулирования кредитования субъектов МСП
  • Работа в России
  • Штрафы ГИБДД